БАСИН Ефим Владимирович

Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РФ, генеральный директор ООО «Корпорация “Инжтрансстрой”», академик Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Академии транспорта РФ, Заслуженный строитель России, доктор эк
Родился 3 января 1940 года в деревне Хиславичи Ржаксинского района Тамбовской области. Отец – Басин Владимир Ефимович, участник Великой Отечественной войны. Мать – Басина Римма Павловна. Супруга – Войткевич Людмила Николаевна, инженер-строитель. Сын – Олег Ефимович (1965 г. рожд.), инженер-строитель. Дочь – Светлана Ефимовна (1971 г. рожд.), инженер-строитель. Внук – Ярослав (1990 г. рожд.), студент МИИТа (строительный факультет). Внучка – Милена (1996 г. рожд.).
Отца своего Е.В. Басин не помнит: в 1941-м тот ушел на фронт и погиб в первые же дни Великой Отечественной войны. Мать очень любила своего мужа и потом замуж не вышла. Первые детские воспоминания Ефима Владимировича связаны с поездами и вокзалами, временем возвращения из эвакуации из Сибири. Это был 1944 год. Матери, оставшейся с тремя детьми на руках, – у Ефима были две старшие сестры – приходилось не покладая рук работать: по-иному выжить было невозможно. День – на основной работе, а вечером и ранним утром – уход за скотиной: семья держала поросенка, козу, кур, кроликов. Ефим был практически предоставлен самому себе, но в «уличного мальчишку» в негативном понимании этого определения он не превратился, поскольку был в семье единственным «мужчиной», у которого всегда хватало обязанностей по дому. Правда, время для детских занятий все же находил: был даже заводилой среди местных ребят, строил планеры, мечтая стать летчиком. Ефим хорошо учился в школе. Помимо учебы занимался стрельбой и классической борьбой. В 1957 году получил аттестат зрелости, а к нему – медаль отличника.
После выпускного вечера отправился в Киев поступать в радиотехнический институт, почему именно туда – объяснений на этот счет у Ефима Владимировича нет. Во всяком случае, до Киева не доехал: в Гомеле делал пересадку, увидел объявление Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта (БИИЖТ) о наборе студентов на факультет промышленного и гражданского строительства – и остался. Поступил, учился без проблем, окончил институт в десятке лучших с квалификацией «инженер-строитель» по специальности «промышленное и гражданское строительство». Правда, карьера профессионального строителя оказалась сразу после получения диплома под угрозой. В институте Ефим всерьез увлекся спортом, стал мастером спорта СССР по академической гребле, вошел в сборную команду Белоруссии, поэтому встал вопрос, а не связать ли свою жизнь со спортом. Судьбу решила любовь к однокурснице Людмиле Войткевич, получившей распределение в Ярославль, в строительное управление № 302 треста «Севтрансстрой», и ставшей несколько позднее, в 1964 году, его женой и ангелом-хранителем, отказавшейся ради мужа от собственной карьеры.
Осенью 1962 года Ефим был вместе с ней в этом древнем городе Золотого кольца России. Там молодого специалиста не ждали. Выручили спортивные достижения: начальник управления взял его при условии, что тот создаст в тресте футбольную команду. Предложил непрофильное для него место техника-нормировщика, чему Ефим Владимирович будет позднее несказанно рад. Эта скромная должность помогла ему на всю жизнь запомнить, что без правильного материального стимулирования труда высокие показатели просто невозможны. Позднее, где бы Ефим Владимирович ни работал, он всегда стремился внедрять наиболее эффективную аккордную систему оплаты труда.
Карьера Ефима Басина развивалась стремительно: через три месяца он уже был мастером, в 1964 году – старшим прорабом, в 1966 году – главным инженером, а еще через год – начальником строительного управления треста. Под началом совсем юного специалиста оказались 800 человек. В 1969 году начальник Северо-Западного главного строительного управления П.П. Мурачев, ставший одним из его учителей и наставников, предложил ему должность заместителя управляющего отстающим трестом «Гортрансстрой» в городе Горький (ныне – Нижний Новгород). Трест выполнял серьезную работу: электрифицировал Северную железную дорогу и строил вторые пути.
Вновь назначенный 29-летний руководитель обещает подчиненным, что через три месяца трест будет в передовых и с премиями. В коллективе это вызвало немалый скепсис, но слово свое Ефим Басин сдержал. Трест стал передовым, был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Через год, в 1970 году, Басина назначают главным инженером, он – главный претендент на должность управляющего. Однако в 1972 году последовал неожиданный вызов в Москву, где ему предлагают возглавить управление строительства «Печорстрой» в городе Печора Коми АССР.
В тот момент это управление, богатое своей историей и награжденное Красным знаменем Ленинградского горкома КПСС за строительство железной дороги Котлас–Воркута, по которой в 1942 году в блокадный Ленинград пришел воркутинский уголь, испытывало серьезные трудности. Московское руководство рассчитывало, что новый, но уже зарекомендовавший себя как прекрасный специалист и организатор 32-летний управляющий эти трудности преодолеет и выведет управление из прорыва. Объемы задач были весьма значительными: объекты строительства управления были разбросаны не только по территории Коми АССР, но и Архангельской и Тюменской областей. Ефим Владимирович быстро разобрался в главной причине неудач. Заключалась она, как выяснилось, в нехватке кадров: вакантными в аппарате управления оказались 27 должностей. Он сколачивает крепкую команду профессионалов, пригласив в нее своих друзей и бывших коллег из Горького и Ярославля. В полной мере использует принципы стимулирования труда и жесткой исполнительской дисциплины, и вскоре управление становится передовым. В Заполярье Ефим Владимирович задержался на шесть лет. Признание было налицо: в 1975 году его избрали депутатом Верховного Совета Коми АССР.
В 1978 году Е.В. Басин получает совершенно неожиданное для него предложение стать слушателем только что открытой Академии народного хозяйства при Совете министров СССР, которую называли не иначе как «школой министров». В одном только первом выпуске академии оказались 5 будущих союзных министров и 16 заместителей министров, что было закономерным. Во-первых, кандидаты подвергались жесточайшему отбору: по одному человеку от союзной республики и по одному – от союзного министерства (Басин – от Министерства транспортного строительства СССР). Во-вторых, обучали слушателей экономисты, имена которых оказались чуть позднее на слуху у всей страны: академики Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, Г.Х. Попов, П.Г. Бунич. Лекции читали союзные министры, а стажировку слушатели проходили в Госплане, Госснабе, Госстрое, в ведущих зарубежных компаниях. Академию Е.В. Басин окончил в 1980 году, получив квалификацию «управляющего народным хозяйством» по специальности «экономика, организация управления и планирования народного хозяйства». Дипломную работу Ефима Басина по теме «Управление социальным развитием трудовых коллективов в условиях Крайнего Севера (в сфере транспортного строительства)» руководство академии оценило как практически готовую диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. В академии он защитил диссертацию первым из слушателей.
Вопрос с новой работой решился быстро. Ефим Басин был назначен заместителем начальника Главного управления по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) – «ГлавБАМстрой». БАМ считалась главной стройкой страны, туда отбирали лучших. Кандидатуру Басина утверждали на Политбюро ЦК КПСС. В Сибирь Ефим Владимирович едет со всей семьей, оставив уютную московскую квартиру и распрощавшись с налаженным бытом. В общей сложности он отдаст БАМу 10 лет жизни. Станет первым заместителем начальника «ГлавБАМстроя», в 1986 году – заместителем министра транспортного строительства СССР – начальником «ГлавБАМстроя», а в 1988 году – заместителем министра транспортного строительства СССР – начальником проектно-промышленно-строительного объединения «БАМтрансстрой».
БАМ стала отличной школой для Е.В. Басина. До него стройкой руководил К.В. Мохортов. Это был опытнейший специалист, личность крупная и незаурядная, Герой Социалистического Труда, прекрасно владевший искусством дипломатии, чего так не хватало в то время Ефиму Владимировичу, отличавшемуся излишней прямотой. У него он научился многому. Мохортов предложил ему возглавить Западный участок БАМа, и Басин отправляется в Усть-Кут, где располагался штаб этого участка. На плечи назначенца легла огромная ответственность. БАМ, идею строительства которой вынашивали еще русские цари, называли в стране «стройкой века», она была постоянно в поле зрения высшего партийного и государственного руководства Советского Союза.
Ефим Владимирович дневал и ночевал на строительном плацдарме, жил «сумасшедшей жизнью», забывая о себе и думая только о работе, там проходил жесткую проверку на прочность его характер. Ни один километр этой дороги не был построен без его участия. Строительство велось в экстремальных условиях: необжитые места, непроходимая тайга, тундра, вечная мерзлота, термокарстовые явления. На стройке были заняты более 100 тысяч человек, а с семьями в два-три раза больше. Так что было необходимо оперативно решать не только технические, но и социальные вопросы. В общей сложности было отсыпано 570 миллионов кубических метров земляного полотна, в том числе скального, мерзлого. Это все равно, что уложить по экватору земного шара пояс шириной девять метров и толщиной в один метр.
Были возведены 2200 мостов общей протяженностью 300 километров.
При личном участии Ефима Владимировича на БАМе осваивался высокоиндустриальный метод их строительства: мост возводили за две недели в вечной мерзлоте методом буронабивных и буровставных свай. Впервые были применены оригинальные технологии проходки тоннелей, методы водопонижения, закрепления обводненных зон и тектонических разломов, опробован способ сохранения вечномерзлых грунтов с помощью термосвай. Специалисты справедливо считают, что не будь БАМа, отечественное мостостроение и тоннелестроение отстали бы как минимум на 50 лет от зарубежного опыта. Сквозное рабочее движение поездов по магистрали было открыто в 1984 году, а ее ввод в постоянную эксплуатацию с обходом Северо-Муйского тоннеля состоялся в 1989 году.
С той поры БАМ пережил и годы славы, и годы бесславия. В первое постперестроечное время раздавались голоса, что, мол, БАМ – «рельсы в никуда», «самый длинный памятник застою». Однако лишних дорог в России не бывает, тем более в регионе, где сосредоточена примерно треть сырьевых ресурсов страны. Дело рук Е.В. Басина снова в центре внимания на государственном уровне и обретает новую жизнь. БАМ не только мост между Европой и Азией, обеспечивающий транзит к портам Тихого океана, это дорога стратегическая, более короткая, чем Транссиб, и крайне необходимая для экономики страны. Для России БАМ – мост в будущее, ключ к кладовым природных богатств, содержащих практически всю таблицу Менделеева.
На БАМе Е.В. Басин был вынужден заняться политикой: дорогу надо было защищать от нападок недоброжелателей и противников её строительства. Он избирается депутатом Амурского областного Совета народных депутатов, членом Амурского обкома КПСС, нескольких райкомов и горкомов КПСС, в 1989 году – делегатом XIX Всесоюзной партийной конференции. В 1989 году он баллотируется в Верховный Совет РСФСР по Прибайкальскому национально-территориальному округу № 90 Бурятской АССР и проходит, набрав 48,8 процента голосов избирателей и обойдя таких кандидатов, как заместитель председателя КГБ СССР (И.Я. Калиниченко) и председатель Совета министров Бурятии В.Б. Саганов. Неожиданно появляется решение, принятое задним числом: Палата национальностей, членом которой стал Басин, должна работать на постоянной основе. Желая оправдать доверие полутора миллиона своих избирателей, Ефим Владимирович оставляет БАМ. Вскоре после его отъезда Президенту СССР М.С. Горбачеву на стол лег проект указа, согласно которому десяти строителям БАМа, в том числе Ефиму Владимировичу Басину, присваивалось звание Героя Социалистического Труда. Но от Горбачева документ вышел уже с девятью фамилиями, а Басина уже не было: в советском чиновничьем аппарате всегда хватало завистников и интриганов. Была создана целая комиссия во главе с руководителем отдела наград Секретариата Верховного Совета СССР Л.И. Швецовой, которая отправилась на БАМ с целью выяснения, не «нагрешил» ли в чем-то именно этот кандидат на высшую государственную награду. Более красноречивыми результаты проверки не могли и быть: никто из десятков тысяч человек, работавших на БАМе под началом Ефима Владимировича, не отозвался о нем плохо. Это было свидетельством непререкаемого авторитета Басина при условии, что как руководитель он всегда отличался достаточно суровым нравом. В ноябре 1990 года ему была вручена золотая медаль Героя.
На I съезде народных депутатов РСФСР Е.В. Басин был избран в Верховный Совет. Там он возглавил Комитет по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству (ЖКХ). При его непосредственном участии были приняты все основные законы о развитии жилищно-коммунального хозяйства, инвестиционной политике, приватизации жилья. Одновременно он являлся членом Совета национальностей, членом Президиума Верховного Совета РФ. В сентябре 1991 года он был введен в состав Комиссии Президиума Верховного Совета России для определения использования бывших объектов и имущества КПСС. Входил во фракцию «Левый центр» (1991–1992), а затем – в «Левый центр – Сотрудничество» (1992–1993), став в декабре 1992 года его сопредседателем.
В драматические августовские дни 1991 года, когда стране грозил государственный переворот, Ефим Владимирович вышел для защиты демократии вместе с сыном на баррикады у Белого Дома, срочно вылетев с этой целью из Железноводска, где находился на отдыхе. За активное участие в тех событиях был награжден президентом Б.Н. Ельциным именными наручными часами.
В декабре 1992 года В.С. Черномырдин, в то время председатель Совета министров РФ, предложил Басину занять пост председателя Государственного комитета по вопросам архитектуры и строительства Российской Федерации. Но комитетом в тот момент руководил Б.А. Фурманов, в свое время назначенный на эту должность по рекомендации Ефима Владимировича. Из деликатной ситуации удалось выйти только благодаря категоричности Черномырдина, не пожелавшего рассматривать какую-либо иную кандидатуру, кроме Басина. Ефим Владимирович дает согласие, тем более что уже чувствовал усталость от политической работы и испытывал желание вернуться в родную стихию. На новом месте он берется за перестройку работы профильных учебных заведений – в то время это являлось одной из приоритетных задач, поскольку строительной отрасли, ЖКХ не хватало квалифицированных кадров, адаптированных к новым экономическим условиям. По-новому и с учетом рыночных условий, потребностей регионов, нужд ЖКХ заработали учебные заведения, выпускающие теперь специалистов по таким, как сначала казалось, «непрофильным» для строителей специальностям, как бухгалтерский учет, маркетинг, экономика. По договорам с регионами была налажена переподготовка кадров, проведена компьютеризация учебного процесса.
В июне 1994 года происходит реорганизация Госкомитета, и Ефим Владимирович, обладавший богатейшим практическим опытом руководства крупнейшими стройками страны, получает ранг министра строительства РФ. В сентябре 1996 года его вводят в состав Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам, в октябре того же года правительственным постановлением утверждают председателем российской части межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству РФ, Камбоджи (ныне Народная Республика Кампучия) и Лаоса. В январе 1997 года он становится членом Правительственной научно-технической комиссии. Одной из главных заслуг Е.В. Басина на посту министра строительства является подготовка и подписание правительственного постановления о специфике приватизации строительного комплекса. Этот документ запретил разрывать технологическую цепочку, существовавшую в строительной отрасли. Он сберег основное – ее потенциал. В марте 1997 года он был освобожден от должности министра строительства РФ и назначен председателем Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике, в июле того же года включен в состав правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в РФ в ранге министра РФ при сохранении поста председателя Государственного комитета.
Е.В. Басин возглавлял Госкомитет с небольшим перерывом до 1999 года. Перерыв был связан с реорганизацией, когда Госстрой пытались объединить с Земельным комитетом РФ, с чем Ефим Владимирович был категорически не согласен. В этот период он становится первым заместителем руководителя Комплекса перспективного развития города Москвы. Строил Манеж и храм Христа Спасителя, Гостиный двор, Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД). После долгих уговоров возвратился в Госстрой, снова ставший самостоятельной структурой. Сотрудники встречали его морем цветов и аплодисментами. В 1995–1996 годах он принимает активное участие в восстановлении экономики Чеченской Республики, в строительстве жилья и объектов социально-культурного назначения в пострадавшем от стихии городе Ленске в Республике Саха (Якутия) и на Юге России (Кубань).
С 1999 года Е.В. Басин – первый вице-президент открытого акционерного общества «Корпорация “Трансстрой”», правопреемника Министерства транспортного строительства СССР, генеральный директор ЗАО «Инжиниринговая корпорация “Трансстрой”», а с 2007 года – генеральный директор ООО «Корпорация “Инжтрансстрой”». Корпорация известна в России и за рубежом как правопреемник Министерства транспортного строительства СССР. Благодаря дальновидности Е.В. Басина как руководителя она сохранила научные кадры, проектные институты, технику. Органично и практически безболезненно прошел переход всех предприятий этой огромной организации на работу в рыночных условиях. Поэтому не случайно, что корпорация становится генподрядчиком многих строительных объектов. Она строила в рамках проекта «Сахалин-2» на острове Сахалин автомобильную дорогу, объекты завода по сжижению природного газа и экспортного нефтяного терминала, объекты морских терминалов в портах Приморск, Высоцк Ленинградской области, Железный Рог, проводила реконструкцию взлетно-посадочных полос в аэропортах Санкт-Петербурга (Пулково), Москвы (Шереметьево-1, Шереметьево-2), Тверской области (Хотилово), Сочи (Адлер), Геленджика, железнодорожные линии в Республиках Коми и Саха (Якутия), строила объекты Государственного комплекса «Дворец Конгрессов» в районе поселка Стрельна, здание Российского государственного исторического архива, комплекс защитных сооружений от наводнений и морской пассажирский терминал на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, горнолыжный склон в районе Ново-Переделкино в Москве, экспериментальную школу высшего спортивного мастерства по парусным видам спорта в Москве, искусственную конькобежную дорожку Центральной базы конькобежного спорта в Коломне, Международный санно-бобслейный комплекс «Парамоново» в Дмитровском районе Московской области, комплекс Соборной мечети в Москве и другие объекты.
Ефим Владимирович – автор более 200 работ по приоритетным направлениям развития жилищной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Его перу принадлежат книги «От Байкала до Амура», «БАМ продолжается», свыше 400 материалов, опубликованных в средствах массовой информации. Он руководил авторскими коллективами по разработке таких фундаментальных документов и энциклопедических изданий, как «Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации», «Градостроительный комплекс Российской Федерации», «Сейсмическая опасность и сейсмостойкое строительство в Российской Федерации», «Жилищная реформа в России», Федеральные целевые программы «Жилище», «Свой дом», «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и крупных городов», «Каспий», «Энергоресурсосбережение в строительстве», «Новые архитектурно-строительные системы», «Российская архитектурно-строительная энциклопедия» (6 томов), «Летопись строительства БАМа» (8 томов) и другие.
Помимо профессиональной деятельности Ефим Владимирович продолжает активную общественную работу. Он – член Совета по вопросам жилищного строительства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, член Экспертного совета по строительству, архитектуре и строительной индустрии Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ, член коллегии Министерства регионального развития РФ, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, член Президиума правления Торгово-промышленной палаты РФ, член Президиума Российского союза строителей, член Президиума Российской академии архитектуры и строительных наук, главный редактор «Российской архитектурно-строительной энциклопедии».
Герой Социалистического Труда Е.В. Басин – кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III степени, Почета, Ленина, Дружбы народов, «Знак Почета». Он имеет семь медалей, пять Благодарностей Президента РФ, в том числе две – от президента В.В. Путина, медаль «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени, три ордена Русской православной церкви. Он – лауреат Государственной премии РФ, доктор экономических наук, заслуженный строитель России, заслуженный работник Республики Коми, заслуженный строитель Республики Марий Эл, почетный строитель России, почетный транспортный строитель, почетный железнодорожник, почетный дорожник, почетный строитель Москвы, почетный строитель Московской области, почетный монтажник, почетный член Совета министров строительства стран СНГ, почетный академик Академии архитектуры Таджикистана.
Увлечение – охота. Любимые виды спорта: теннис, горные лыжи, академическая гребля. Из спиртных напитков предпочитает виски и водку. Гастрономические пристрастия – рыбные блюда.