«Мосавтодор» и картельный сговор с тульским предпринимателем Григорча И. К.
Государственное бюджетное учреждение Московской области «Мосавтодор» ежегодно выплачивает многомиллионные штрафы из-за ненадлежащего исполнения обязательств. Все деньги, которые уходят через суды к истцам, могли бы пойти на улучшение качества дорожного полотна, благоустройство трасс и тротуаров, а также расчистку снега. К сожалению, «Мосавтодор» уже десятки лет не способен выработать эффективность и ходит по «заколдованному кругу» халатности, коррупции и цинизма. В этой статье, на примере всего лишь одного эпизода, мы расскажем, как миллионы рублей бюджетных денег, выделенных «Мосавтодор», уходят на некачественное топливо тульскому предпринимателю Григорча Игорю Константиновичу через его компании «Брэнт» и «База СВ».
Коррупция и халатность как часть традиции
15 марта 2023 года журналисты сообщили, как государственное бюджетное учреждение Московской области «Мосавтодор» решило бороться с жалобами жителей касательно не расчищенных дорог. В ГБУ МО пообещали, что сообщат об уборке снега с дорог 21 марта. Удобно, ведь в таком случае поможет природа и снег сам растает. Тем временем массовые жалобы были написаны не просто так, «Мосавтодор» не выполняло обязанности качественно — снегоуборочная техника просто перемещала массы снега с одной полосы на другую, провоцируя выезд автомобилей на встречку, а также выход пешеходов на неочищенную трассу. Такой циничный подход нередко стоит жизней.
Все это происходит не где-то на отшибе страны, а в Подмосковье. На «Мосавтодор» ежегодно составляются десятки актов о совершении административных правонарушений по статье 12.34 КоАП РФ, а именно: «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». Также «Мосавтодор» частый гость в суде по жалобам касательно нарушений 23-го Закона Московской области «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области».
Миллионы рублей ежегодно утекают по причине бесконечных судов. И это в учреждении, где заработные платы не индексируются уже 8 лет. По материалам журналистов центральной профсоюзной газеты «Солидарность» в «Мосавтодор» большая текучка кадров, переработки и тяжелые условия труда. Средний заработок у основных рабочих специальностей составляет всего 35 тыс. рублей. Дорожные рабочие не получают даже и 30 тыс. рублей.
При этом хищения бюджетных денег, которые изредка всплывают в СМИ, поражают своими масштабами. Следственное управление ГУ МВД по Московской области установило, что генеральный директор предприятия Сергей Титов в 2016 году участвовал в заключении госконтрактов, которые не выполнялись, но стабильно оплачивались. По данным МВД ущерб составил минимум 168 млн рублей. Сам же Титов свою вину отрицал.
При этом финансовая деятельность «Мосавтодор» уже неоднократно вызывала вопросы со стороны Счетной палаты. Многочисленные аудиты раз за разом выявляли факты двойной оплаты работ и черную бухгалтерию. Однако по странному стечению обстоятельств документы после аудита и передачи их в правоохранительные органы просто «тонули».
Как тульские компании Григорча И. К. «пустили корни» в «Мосавтодор»
«Мосавтодор» отвечает за качественное содержание включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 N 653/26. Их протяженность более 14 тыс. километров. Еще около 2 тыс. километров — это пешеходные тротуары. Ежегодно учреждение осваивает миллиарды рублей поступающих виде субсидий из федерального бюджета. От качества и эффективности работы «Мосавтодор» зависит комфорт и безопасность людей.
При этом как сообщает статистика УГИБДД МВД МО, за 12 месяцев 2022 года произошло 7683 ДТП. Погибло 3000 человек, и еще 8779 получили ранения различной степени тяжести. За первые 3 месяца 2023 года число ДТП уже составило 415. 83 человека погибло и около 500 ранены. Нередко причиной трагических столкновений становятся выбоины, отсутствие разметки и дорожных знаков, заносы по причине неубранного снега или необработанной реагентами гололедицы. Невольно появляется вопрос: «Почему миллиарды бюджетных средств не способны решить проблему?».
Ответ прост: коррупция и халатность.
В СМИ уже немало информации о масштабных хищениях и картельном сговоре между государственными учреждениями и компаниями Григорча Игоря Константиновича, а именно «Брэнт» и «База СВ». Уже более 10 лет происходят масштабные хищения бюджетных средств благодаря махинациям с госконтрактами и продаже суррогатного топлива. Цепочка государственных учреждений, замешанных в мошенничестве, довольно внушительная. Среди крупнейших заказчиков поддельного топлива числится и государственное бюджетное учреждение Московской области «Мосавтодор».
Так, между компанией Григорча И. К. «Брэнт» и «Мосавтодор» было заключено 16 госконтрактов на сумму 622 млн рублей. Вторая компания под названием «База СВ» с генеральным директором Орловым Сергеем Сергеевичем подписала еще 8 госконтрактов на сумму 2,0 млрд рублей.
Плодотворное взаимовыгодное сотрудничество между Григорча И. К. и «Мосавтодор» началось в первом квартале 2015 года. Первый выигранный тендер на поставку дизельного топлива ЕВРО класс 1, вид III и бензина АИ-92 для «Мосавтодор» обошелся бюджету в 47 млн рублей. Далее из года в год объемы поставок увеличивались. Так, 26 ноября 2017 года было закуплено горючего на сумму в 229 млн рублей. Общий же объем закупок ГБУ МО «Мосавтодор» у «Брэнт» только в 2017 году составил более 391 млн рублей.
При этом компания на тот момент неоднократно попадала в скандальные ситуации. Это не стало поводом пересмотреть благонадежность поставщика. Топливо заказывали у «Брэнт» вплоть до середины 2018 года. Даже история с попыткой похищения 25 тонн дизеля у частного лица через «Брэнт» и «База СВ» в конце 2017 года не стала причиной пересмотра отношения к верному поставщику Григорча И. К. Детали дела можно посмотреть по его номеру: А68-3550/2018. «Мосавтодор» не смутил и приказ ФАС России от 11.10.2016 № 1438/1 о включении «Брэнт» в Реестр недобросовестных поставщиков.
Но, чтобы не привлекать лишнего внимания, с 2018 года госконтракты заключаются с компанией «База СВ». Так, последний был подписан «Мосавтодор» и «База СВ» 24 августа 2022 года. Цена 1 тонны дизельного топлива по состоянию на 31 августа 2022 года составила 66115 рублей и доставка 1 тонны еще 1551 рублей. При этом было подписано целых 7 согласований стоимости, пока окончательная цена 28 февраля 2023 года не составила 67 265 рублей за 1 тонну дизеля и 1551 рублей за доставку 1 тонны. Пересмотр цены касался каждой позиции дизельного топлива, среди которых:
- межсезонное экологического класса не ниже К5;
- летнее экологического класса не ниже К5;
- зимнее экологического класса не ниже К5 и т. д.
Срок выполнения полного объема контракта установлен датой 31 января 2024 года. Перед нами очевидный долгосрочный госзаказ. А теперь расскажем, как происходит махинация.
Большая топливная афера: дизель есть, но пользоваться им нельзя
В тендере на поставку топлива для «Мосавтодор» помимо компании Григорча И. К., участвует еще одна. Это создано лишь для создания видимости конкуренции. Подставная компания высылает заведомо неверные документы или же указывает в конкурентном значении фразу — «не больше не меньше». Компания Григорча И. К. подает идеальные документы. Более того, условия контракта заранее подстраиваются под возможности Григорча И. К. Это касается и объема топлива, и способа, сроков поставки, а также требований к хранению. Первой делает ставку подставная компания и после проверки выбывает. «Брэнт» или «База СВ» получает контакт по практически максимальной начальной цене контракта (НМЦК). В том же случае, когда в тендере участвует еще кто-то, подставная компания делает ставки для достижения самой минимальной цены, чтобы устранить конкурентов.
Таким образом, уже более 8 лет компании Григорча И. К. стабильно являются поставщиками топлива для «Мосавтодор». Далее идет длительный процесс согласования цены, чтобы добиться максимальных значений на пике роста рынка топлива. При этом транспортировка и хранение также обеспечиваются аффилированными с Григорча И. К. компаниями.
По нашим данным, интересанты в лице должностных лиц государственного учреждения получают до 20% от стоимости контракта. Еще столько же поступает Григорча И. К.
Суррогатные тонны топлива, разница в карманы
По имеющимся данным, «Брэнт» и «База СВ» непосредственно замешаны в создании суррогата. Мощности по нелегальному производству находятся по адресу «База СВ», город Тула, поселок Хомяково, улица Хомяковская, дом 12Е. Как сообщают авторы расследований, Григорча И. К. покупает топливо плохого качества и использует минимум присадок для улучшения его показателей. При этом он использует такие составляющие, которые запрещены техническими стандартами. Схема так прижилась, что активно воплощается по сей день».
В такой ситуации факт поставки низкокачественного топлива по государственному контракту мог быть подтвержден экспертизой согласно ГОСТ Р 52368-2005 и Постановлению Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. №118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту)».
При этом по последнему контакту между «Мосавтодор» и «База СВ», топливо по которому было доставлено по адресу Московская область, 26 км автодороги Балтия, бизнес-центр «Рига-Ленд», строение 2, весь объем был принят. Ответственный за оформление документов о приемке начальник управления Пастухов В. Д., а результаты экспертизы принимал заместитель начальника отдела Пулькин И. Н. Удостоверяющим центром являлось ООО «Компания “Тензор”».
Ответственные за оформление документов о приемке и проведение экспертизы заранее знают, откуда брать пробы, чтобы все было правильно.
При этом согласно результатам проверок Государственного бюджетного учреждения Московской области «Мосавтодор» неоднократно фиксировалось, что: «В государственные контракты на выполнение работ
по ремонту дорог Московской области, заключенные ГБУ МО «Мосавтодор», не включено условие о порядке и сроках осуществления приемки выполненных работ в части указания сроков и способов проведения экспертизы (в том числе собственными силами либо с привлечением экспертов, экспертных организаций)».
Это ставит под сомнение сам факт проведения надлежащей экспертизы. Более того, неоднократно были выявлены и прочие грубые нарушения требований Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Например: «При составлении первичных документов не указывалась дата их составления, были допущены внесения исправлений в первичные учетные документы, которыми оформлена приемка выполненных работ, путем изготовления на них записи об их аннулировании и составления в этот же день других актов выполненных работ по форме КС-2 по соответствующим объектам, содержащих иные данные об объемах работ, их стоимости и общей стоимости работ, чем в «аннулированных» первичных учетных документах».
В свете публикации расследования о причастности топливных компаний Григорча И. К. к масштабным хищениям государственного бюджета и организации картельного сговора с рядом учреждений, в частности «Мосавтодор», общество ожидает внимания контролирующих органов к озвученной проблеме. Внушительные суммы, выделяемые на обеспечение безопасности автомобильного движения, комфорта жителей в рамках государственной программы «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2026 годы» по подпрограмме «Дороги Подмосковья», оседают в карманах чиновников и предпринимателей со шлейфом репутационных скандалов.
Сколько еще ДТП должно произойти и сколько тысяч человек пострадать, чтобы в данной сфере был наведен порядок?