"Это мой Нижний". Как сквозь века связаны между собой нижегородские музеи?

В преддверии 800- летнего юбилея- Издание «Нижний Новгород сегодня» продолжает рубрику «Это мой Нижний», в ней корреспонденты службы новостей рассказывают об интересных местах города через призму личного восприятия. Моя коллега Майя Аленова — дочь члена союза художников России. Поэтому ее видение города напрямую связано со знаковыми культурными местами Нижнего — Усадьбой Руковишникова и Домом Сироткина. Где первоначально располагался городской художествено-исторический музей, и как прослеживается культурная перекличка музеев спустя десятилетия после разделения?

Как театр начинается с вешалки, так для меня город начинается с музеев. Так было и с Нижним Новгородом после моего переезда из Алматы. Усадьба Рукавишниковых, Дом Сироткина. Но только недавно я узнала, что первоначально городской художественный и исторический музей располагался здесь, в Дмитриевской башне Нижегородского Кремля. Его торжественное открытие прошло в рамках Всероссийской промышленно-художественной выставки и состоялось 25 июня 1896 года.

Покинув Кремль, музей получил прописку в единственном дворце Нижнего Новгорода — усадьбе Рукавишниковых.

Благодаря фотографиям Максима Петровича Дмитриева, который запечатлел экспозицию первой выставки в Дмитриевской башне Кремля, здесь, в усадьбе Рукавишниковых, которая сама является произведением искусства, музейщикам удалось, конечно, не полностью, но частично воссоздать выставку, которая была открыта 125 лет тому назад.

Первая выставка, по сути, представляла собой «лавку древностей». Именно тогда в Нижнем Новгороде стала зарождаться музейная наука. В 1924 году художественный отдел городского музея переехал по соседству, в Дом Сироткина. А в 1934 году состоялось официальное разделение отделов. Усадьба купца Сироткина в стиле неоклассицизма была спроектирована 3-мя братьями Весниными, позже ставшими основоположниками советского конструктивизма. Сохранившиеся росписи на плафонах делал старший брат Александр Веснин. Вдохновлялся старыми мастерами: Тицианом, Тинторетто.

Когда Александр Веснин сдавал практически готовый дом заказчику — Сироткину — он был с друзьями-старообрядцами. Ходила легенда, что они были обескуражены и фривольностью сюжетов, и изображенными на них обнаженными фигурами. Тогда ночью, вооружившись медным купоросом они хотели закрасить бесстыдство. По стечению обстоятельств художник остался ночевать в доме, и сумел предотвратить акт вандализма, однако коррективы в свои росписи позднее все же внес.

Но главный экспонат здесь это, конечно, картина Константина Маковского «Воззвание Минина», которой как и музею в этом году — 125 лет. Площадь полотна 42 квадратных метра и оно является самым крупным на историческую тему в России.

Роман Жукарин, Директор НГХМ: «Предполагается, что для нее специально была разобрана часть стены и даже часть крыши и перекрытий, на специальном кране ее сюда разложили, натянули на подрамник, изготовили специально раму, и вот 50 лет она здесь находится, в специальном павильоне.»

Кстати, часть экспонатов, например, этот кумган 17 века, Маковский брал в аренду у легендарного нижегородского фотографа Карелина. Часть этой коллекции хранится в Усадьбе Рукавишниковых.

Юрий Филиппов, Генеральный директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника: «В этой части экспозиции видим подлинные предметы из коллекции Карелина, которые поступили к нам в музей в 1929 году.»

И это, конечно, далеко не единственная музейная перекличка. Одним словом, удивительная связь времен, имен и биографий.

10 августа 2021 года, Издание «Нижний Новгород сегодня» (видео)

Добавить комментарий