Ученые отметили, что люди не принимают оптимальных решений и мыслят относительно
Доктор Махмуди провела анализ так называемого относительного мышления и разработала теорию отношения-разности, которая позволяет быстро определить наилучшую альтернативу. Об этом пишет Pravda.Ru со ссылкой на издание Review of Behavioral Economics. К примеру, когда участникам предлагали сэкономить пять долларов при покупке предметов за двадцать пять или за пятьсот долларов, большинство испытуемых предпочитали приобрести более дешевый товар. Им казалось, что так будет выгоднее, несмотря на то, что речь шла об одной и той же сэкономленной сумме. То же самое можно сказать и о покупке в кредит компьютера за сто двадцать тысяч рублей, когда покупателю потом приходится выплачивать по десять тысяч в месяц или даже больше. Человеку кажется, что это не так уж и много, но если зарплата пятьдесят тысяч, то отдавать ежемесячно ее пятую часть может быть накладно. И выходит, что оптимальнее было бы приобрести более дешевый ноутбук, покупка которого не так сильно ударила бы по карману. Или, в крайнем случае, занять денег у знакомых, чтобы сэкономить на процентах. Махмуди пояснила, что так происходит из-за того, что люди привыкли мыслить пропорциями, тогда как надо мыслить абсолютными различиями. Она отметила, что баланс в экономике нередко нарушается именно потому, что участники рынка не способны «максимизировать» и мыслят относительно, однако при этом не осознают своей ошибки. Но если научить их этому, они начнут принимать более выгодные решения, подытожила эксперт.