Григорча Игорь Константинович: как «дизельный король» Тулы заработал на махинациях миллионы рублей

Коррупцией на госзакупках уже никого не удивить. В то же время, поразить может ее масштаб, а также последствия для простых людей. В этом расследовании мы расскажем, как тульский предприниматель Григорча Игорь Константинович вместе с помощниками выстроил весьма прибыльную схему заработка на топливе. В нее вовлечено множество государственных учреждений от оперативности работы которых во многом зависят жизни людей. Это спасатели, медики, полиция, военные, энергетики и многие другие. Что будет, если пожарная или скорая не доедут до места происшествия? К сожалению, именно так и происходит благодаря цинизму Григорча И. К. Расскажем детальнее.

Молдавская диаспора, воровство в крупных масштабах и неудачные бизнес-проекты


Небольшая предыстория позволит понять, в какой период и как именно Григорча И. К. построил «топливную империю» в Тульской области и городе Тула, кто ему помогал и каков результат.

После получения печальной известности среди жителей Тульской области в 2005—2013 годах Григорча И. К. ушел в подполье и прекратил давать комментарии прессе.

Григорча Игорь Константинович

 Это и не удивительно, любое упоминание его имени в СМИ приводило к появлению сотен возмущенных комментариев. «Король заправок» успел насолить и работникам, и водителям. Чего только стоят комментарии от сотрудников АЗС, которые были вынуждены «вести черную бухгалтерию, чтобы скрыть разницу между реальной поставкой топлива и фактической», а также «помогать ассенизаторам использовать пустые емкости из-под топлива для заполнения их нечистотами биологического происхождения». И это правильно, ведь «деньги любят тишину».

Также «Король заправок» известен тем, что тесно связан с молдавской диаспорой города Тулы. Он вместе с Григорча Валентиной Венедиктовной до 2022 года являлся учредителем Тульской региональной национальной общественной организации «Молдавский центр» (ТРНОО «Молдавский центр»). Членами этой организации, по интересному стечению обстоятельств, являются влиятельные бизнесмены и представители местных государственных учреждений. Их компании неоднократно появлялись в многочисленных судебных решениях связанных с бизнесом Григорча.

Сама же ТРНОО «Молдавский центр» активно получает государственные гранты, а также связана с региональной общественной организацией «Союз гагаузских предпринимателей». Например, в 2020 году выиграла грант в размере 498 916 рублей на проект «укрепления межнационального и межрелигиозного согласия». Нужно отметить, что преступные связи укрепляются весьма эффективно.

Сам же Григорча, помимо активного участия в жизни молдавской диаспоры, замечен в подозрительных схемах еще с начала 00-х годов. Именно тогда он начал строить свою «топливную империю» и обзавелся верной командой.

Так, 22.05.2002 он стал директором ООО «Энергоойлсервис» с одной единственной задачей — незаконно присвоить объекты недвижимости. Речь идет об АЗС в городах Новомосковск и Алексин Тульской области, а также зданий пневматической контрольно-насосной станции, заводоуправления и проходной в Суворове. Стоимость украденных объектов составляла 7 851 379 рублей. Все они находились в залоге у банка, что не остановило Григорча И. К. от подписания документов. Только часть из разворованного законному собственнику удалось вернуть. Больше деталей в деле: № А68-3796/06-125/16 от 19.12.2007 года.

Череда подобных схем с незаконным отчуждением имущества позволила Григорча выстроить производственные мощности для изготовления и хранения топлива. Сам бы такой путь он не прошел, помогали ему Орлов Сергей Сергеевич и Карцева Наталия Игоревна. Именно Орлова Григорча ставил директором компаний, а Карцева отвечала за финансы на должности главного бухгалтера.

Присвоенное имущество стало основой бизнеса. Григорча получил во владение производственные и складские мощности, а также обширную сеть АЗС в Тульской области. Далее это нужно было легализовать и замести следы. Для этого были зарегистрированы фиктивные компании однодневки. Через них провели имущество и перепродали таким фирмам, как:

  • ООО «Россервис» (директор);
  • ООО «Брэнт» (учредитель);
  • ООО «База СВ» (учредитель);
  • ООО «Брэнт-71» (соучредитель);
  • ООО «Траквэй» (с февраля 2018 года ООО «Авантаж»), (аффилирован);
  • ООО «Альфа-Логист» (с 2012 года ООО «ЮРАЛЗ», с 2021 года «Зеленый Дом»), (аффилирован).
  • По плачевной ситуации с компанией «Россервис», где руководителем был Григорча Игорь Константинович, можно спрогнозировать то, что в скором времени случится с ныне действующими компаниями «Брэнт» и «База СВ».

Именно «Россервис» стала той компанией, где «король заправок» и его верные помощники Орлов С. С. и Карцева Н. И. отточили навыки по подделке топлива, воровству, фальсификации документов, ухода от налогов, использования подставных фирм.

Углубляться в махинации «Россервис» мы не будем. По ИНН 7107096932 можно посмотреть все доступные судебные дела. Например, по этому номеру №А68-1204/2012 можно узнать, как Григорча, Орлов и Карцева, взяв на хранение топливо, не пожелали его выдавать законному владельцу обратно. Из подобных махинаций по хищению можно составить огромную стопку судебных дел. И это будет только малая часть.

Для понимания: Григорча и Орлов принимали на хранение топливо и затем разыгрывали стандартный спектакль: обвиняли доверившегося предпринимателя, что он фальсифицировал акт приема. Также ни в одном из многочисленных случаев искомое топливо вернуть тандем не мог — оно смешивалось в емкостях и теряло «индивидуальные признаки». Ловкость рук и никакого мошенничества?

Еще Григорча, Орлов и Карцева не любили платить налоги. Для этого создавался ряд фиктивных компаний и осуществлялся круговорот денег. Например, подставные лица якобы печатали топливные карты, которые по факту оставались во владении «Россервис» в тот период, когда трио Григорча, Орлов и Карцева занимали руководящие должности (2009 год).

Из судебного решения № А68-2752/2013 от 25.12.2013 года: «Сделан вывод о том, что учредитель и руководитель ООО «Азимут» (Горяинов И. В.) не являлся причастным как к деятельности организации, так и к подписанию первичных документов (договоры, акты оказания услуг, счета-фактуры), на основании которых ООО «Россервис» уменьшило налоговую базу по налогу на прибыль и заявило налоговые вычеты» и «данное обстоятельство, помимо вышеперечисленных, также подтверждает создание между ООО «Россервис» и ООО «Азимут» формального документооборота, в результате которого уменьшена налогооблагаемая прибыль на сумму комиссионного вознаграждения за фактически не оказанные услуги по реализации талонов на ГСМ».

Также на заправках принадлежащих Григорча и находящихся в аренде, использовались мошеннические схемы. Операторы принимали оплату наличными, но по факту она производилась топливными картами с программой лояльности в 5%, а также возможностью возместить 20% НДС. Кроме того, использовалось низкокачественное топливо произведенное мощностями Григорча. В том числе для заправок служебных автомобилей по заключенным государственным контрактам. А таких закупок в качестве поставщика ООО «Россервис» было осуществлено на сумму в 407 443 012 рублей.

Из судебного решения мы узнаем: «за указанное время использования бензина и дизельного топлива для производственных нужд, от водителей служебных автомобилей Больницы стали поступать жалобы на возникающие неполадки в работе двигателей машин, выхода из строя топливных фильтров, топливных насосов, засорения форсунок». Среди заказчиков «Россервис» в период руководства Григорча И. К. были образовательные учреждения, Следственный комитет, МЧС и т. д. Сколько детей не смогло доехать в школу на занятия, сколько пожарных и скорых машин вовремя не попали на вызов, остается только гадать.

С арендой заправок тоже получилось интересно — по сути сдавали в наем автозаправочные станции подставные люди, которые по факту вообще не имели отношения к предпринимательству. Если упростить, то это были бездомные. Сами же АЗС благодаря схемам и угрозам находились в подвешенном состоянии и пока годами длились судебные процессы, устанавливающие право собственности, торговля активно шла. Конечно, платить реальные деньги Григорча за аренду не собирался, зато по документам такие компании становились должниками, что помогало через суды получить имущество в качестве компенсации.

История ООО «Россервис» завершилась печально — фирма погрязла в судах и была признана банкротом. Компания набрала многомиллионные кредиты и через фирмы однодневки вывела деньги. Выплачивать ничего и никому, конечно же, она не собиралась, потому все исполнительные производства были завершены с формулировкой: «На основании невозможности установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях».

Может быть стоит спросить Григорча И. К., Орлова С. С. и Карцеву Н. И., куда делись деньги и имущество? Но перейдем к основным компаниям Григорча, его детищам — ООО «Брэнт» и ООО «База СВ». Благодаря им он продолжает получать сотни миллионов рублей используя коррупционные и мошеннические схемы.

Григорча также в 2013 году пытался через компанию ООО «Брэнт-71» организовать бизнес на «АЗС самообслуживания Brent». Суть заключалась в отсутствии персонала, а проект воплощался совместно с Uniteller и QNIUM. Инновационный дя Тулы на то время проект заглох, т. к. собрал негативные впечатления о качестве топлива и работоспособности системы в целом. Среди водителей, благодаря «сарафанному радио», быстро разошлась информация, что заправки принадлежат Григорча И. К., а потому качество топлива там соответствующее.

«Сам себе хозяин»: эпоха «Брэнт» и «База СВ»


«Набив руку» Григорча И. К. решает строить исключительно свой бизнес. Для этого в 2006 году он зарегистрировал компанию «Брэнт», а в 2010 «База СВ». Обе компании не вели какой-либо активной деятельности вплоть до 2010 года. После того, как Григорча И. К. покинул «Россервис», начинается построение собственной «топливной империи». Григорча оставляет за собой контакты людей, которые помогают получать крупные государственные контракты.

По полученным данным, в период с 2010 по конец 2013 годов Григорча И. К. использовал черную бухгалтерию, чтобы уходить от налогов, а низкокачественное топливо он продавал преимущественно через подконтрольные сети АЗС. Топливо по государственным контрактам опускалось благодаря топливным картам. Часть таких карточек никогда не покидала офиса «Брэнт» и успешно погашалась без реальной отгрузки товара.

Чтобы уйти от уплаты налогов, Григорча И. К. вносил сведения о сопутствующих расходах по контракту в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса, где сказано: «Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком».

Для этих целей Григорча И. К. закупал якобы присадки «Dodiflow 5416», «Миакрон 2000», а также прочие реагенты, которые позволяют получить топливо соответствующее условиям поставки. Сведения об используемых присадках вносились, как «сопутствующие расходы». В сумму входили и сами присадки, и их транспортировка, разгрузка. Все эти действия происходили только на бумаге.

Таким же образом через фиктивные фирмы якобы изготавливались топливные карточки по завышенной цене. По факту изготовление осуществлялось в ином месте и совершенно по другой стоимости, которая была в несколько раз ниже. Точно так в сумму необходимых для обеспечения условий государственного контракта вносились и завышенные данные по транспортировке, хранению, погрузке и разгрузке топлива. Учитывая, большую часть складских и логистических работ выполняли компании ООО «Траквэй» (сейчас она называется ООО «Авантаж»), ООО «ЮРАЛЗ» (сейчас она называется ООО «Зеленый дома») и «База СВ», которые подконтрольны Григорча И. К., проблем с фальсификацией не существовало и не существует до сих пор.

Уже с 2013 года «Брэнт» начинает получать множество госконтрактов на поставку топлива в больших объемах. Тогда же Карцева Н. И. активно подключается к работе через компанию ООО «ЮРАЛЗ» и созданную в 2010 году ООО «Траквэй». В 2014 Орлов С. С. становится директором «База СВ». Трио начинает работать серьезно.

Григорча И. К. занимается поиском оптовых поставщиков топлива для обеспечения госконтрактов. Учитывая, что объемы поставок многократно выросли, а заработать хочется, разрабатывается новая схема. При этом продолжают работать и предыдущие. Как следует из полученных нами данных, на территории ООО «База СВ», где по адресу город Тула, поселок Хомяково, улица Хомяковская, дом 12Е, расположены топливные резервуары, разворачивается полноценное нелегальное производство горючего.

Напрямую и в больших объемах откровенный суррогат вплоть до 2014 года заказчику Григорча не возил. Именно с 2014 года и начинается рассвет «топливной империи» Григорча и его подельников. Если ранние госконтракты, которые исполнялись компанией «Брэнт» посредством предоставления топливных карт, носили признаки мелкого мошенничества, то с 2014 года Григорча стал крупным поставщиком и монополистом.

Получив полный контроль над поставками топлива, Григорча И. К. извлекал выгоду от начального этапа и до конечного. Например, в документации указывалось, что: «Было получено дизельное топливо экологически улучшенное зимнее с присадками, рекомендуемое для применения при температуре окружающего воздуха минус 15 С и минус 20 С». Именно такое топливо в определенном количестве часто заказывало Государственное учреждение Тульской области «Тулаавтодор» начиная с 2012 года.

По факту Григорча И. К. приобретал дизельное топливо сомнительного качества и использовал минимум присадок для улучшения его характеристик. При этом он использовал такие компоненты, которые не разрешены техническими стандартами. Схема так прижилась, что используется по сей день. Последний государственный контракт между «Брэнт» и «Тулаавтодор» заключен 04.10.2022 года со сроком исполнения до 31.03.2023 года на сумму в 3 000 000 рублей.

Конечно, факт поставки низкокачественного топлива по государственному контракту мог быть подтвержден экспертизой. По нашим сведениям, большая часть бюджетных организаций не предъявляла претензий. Это касается и «Тулаавтодор». По той простой причине, что данный факт был известен и интересантами являются в том числе представители бюджетных организаций. При необходимости и команды «сверху», руководители бюджетных учреждений знали откуда конкретно нужно брать пробу, чтобы она соответствовала нормативам.

Что касается жалоб на низкое качество топлива со стороны сотрудников, то они попросту игнорировались. По интересному стечению обстоятельств, запасные части для поддержания служебных автомобилей в рабочем состоянии также обеспечивали компании аффилированные с Григорча И. К. Суть в том, что чем хуже топливо, тем лучше, ведь это позволяет активнее закупать детали, а значит и за них получать «откаты».

Также Григорча И. К. благодаря «черной бухгалтерии» всегда имел необходимые остатки нужных веществ на складе топлива, которые в случае проверки можно продемонстрировать контролирующим органам.

Как итог: по государственным контрактам поставляется топливо намного дешевле обозначенного, откровенный суррогат, разница присваивается, а налоги уплачиваются исходя из якобы сопутствующих трат, которые находятся лишь на бумаге.

Картель «под носом»


Компания «Брэнт» и постоянные заказчики топлива находятся в сговоре. Они организовали картель — монополию. По нашим данным, во время проведения тендеров на поставку топлива, условия специально создаются под кампании Григорча И. К. Для этого подставные участники умышленно снижают стоимость или выходят из тендера из-за специально допущенных ошибок. Когда же в аукционе появляется случайный участник, картель находит формальный повод его отстранения и пока идет разбирательство, оперативно заключается контракт с одной из компаний Григорча.

Ситуации, когда случайная компания решит участвовать в тендере практически исключены. Все дело в том, что заявка формируется преимущественно на большие объемы с условием хранения топлива в резервуарах заказчика с постепенным подвозом на бюджетные предприятия. Также ассортимент видов топлива подбирается исходя из возможностей ООО «Брэнт». Выставляются и препятствия к срокам поставки, условиям отгрузки. Все это факторы автоматически отсеивают любые другие компании и идеально подходят компаниям Григорча.

Далее происходит следующее: происходят поставки низкокачественного топлива благодаря компаниям принадлежащим и аффилированным с Григорча. Осуществляется его приемка. Затем условия контракта пересматриваются и в пик роста стоимости топлива цена увеличивается. При этом изначальная сумма государственного контракта не может стать больше. Это означает, что за обозначенную стоимость государственное учреждение получит меньше топлива, чем изначально рассчитывалось при проведении тендера. Для обеспечения применения формулы заключаются долгосрочные контракты. Это позволяет пересматривать сезонную цену и фиксировать ее в момент роста.

Это значит, что выигрывая в тендерах на условиях сговора компании Григорча получают колоссальные доходы благодаря махинациям с качеством топлива, а также возможности пересматривать стоимость и уклоняться от налогов.


Как происходит создание суррогатного топлива?


По имеющимся в нашем распоряжении данным, а также при изучении открытых источников, которые подтверждают сведения, процесс создания суррогата осуществляется на мощностях «База СВ».

Часть жалоб можно найти в многочисленных отзывах, которые оставили бывшие сотрудники (орфография и пунктуация автора сохранены): «На базе мало того, что грязь кругом и вонь, еще работает куча мигрантов нелегально. Не пойми чем занимаются, нас в одно из зданий не пускали какие-то лбы, типа нет допуска)) У нас нет? А у мигрантов нелегалов типа он есть? Что там такого секретного??».

Также присутствуют жалобы от служащих бюджетных организаций, которые имели доступ к продукции поставленной «Брэнт» и «БАза СВ» (орфография и пунктуация автора сохранены: «Не понимаю, почему они вообще еще существуют и куда смотрит прокуратура, проверки?? Этот Брэнт с Григорча Игорем 100% воры и жулики. Нам в Тулаавтодор их топливо привезли, дизель к 5. Это было чтото… Выпал снег, начальство орет, надо чистить, техника глохнет не проехав и 200 метров, тяги нет, а виноваты типа мы. Залили какую то бодягу вместо дизеля и это по словам сторожил уже давняя практика».

Для создания бензина используются специальные реагенты. В ход идет также нафталин, тетраэтилсвинец, ацетон, марганцевые и железные присадки. Все это позволяет с нарушением технических регламентов к качеству повысить октановое и цетановое число.

Такие эксперименты плачевно сказываются на техническом состоянии автомобилей: тетраэтилсвинец способен образовывать наслоения на клапанах, поршнях, а также стенках цилиндров. К такому же эффекту приводят используемые дельцами марганцевые и железные присадки. Характерный признак применения суррогата — это желтые и рыжие отложения на поршнях, свечах, кольцах и цилиндрах. Естественно, все эти факты в бюджетных организациях используются для дополнительного обогащения. Во-первых, автомобили чаще ремонтируют, а значит дополнительно используются схемы и на этом. Во-вторых, идет обновление автопарка, что также играет на руку коррумпированным управляющим.

По настоящему страдают люди, которые не могут получить оперативную помощь от врачей, пожарных, полиции и спасателей. К сожалению, это списывается на «недостаточное финансирование». На деле же заправка служебных автомобилей качественным топливом многократно продлила бы срок их эксплуатации. Это просто невыгодно.

Тот же безобидный нафталин, который используется компаниями Григорча К. И. для повышения октанового числа бензина, приводит к тому, что в камере сгорания образовывается нагар. Нафталин добавленный в бензин кристаллизуется и происходит засорение форсунки инжектора и бензонасоса. Не является безобидным и ацетон, он провоцирует коррозию металла и как следствие — происходит разъедание сальников и прокладок.

Все эти вещества поставляются на мощности «База СВ» нелегально. Для их хранения выделен отдельный склад, который формально обозначен, как закрытый и находящийся в состоянии ремонта.

Используется и газовый конденсат, а также спирт. Это приводит к падению мощности двигателя внутреннего сгорания и существенно повышает расход топлива.

Низкокачественный дизель с низким цетановым числом тоже вреден для транспортных средств. Мотор просто ускоренно разрушается и это приводит к его капитальному ремонту. Значит техника простаивает неопределенное время, пока не будут выделены бюджетные деньги на ее починку. Для разбавления дизеля используются минеральные масла и многофункциональная присадка из газовых конденсатов.

Помимо очевидного вреда, который наносится служебной технике, жители близлежащих жилых домов у «База СВ», где расположен нелегальный цех, также находятся в опасности. Мы об этом отдельно расскажем в следующем расследовании. К «База СВ» уже давно есть вопросы у пожарной инспекции, но они не видели всех помещений.

Умельцы в компаниях Григорча также активно используют обычный керосин. Он позволяет из летнего дизеля сделать зимний. Конечно, в ущерб техническому состоянию автомобиля. Такой способ куда дешевле, чем использование одобренных техническими регламентами и стандартами присадок.

Все эти махинации позволяют Григорча И. К. существенно сэкономить. К тому же, как мы уже говорили, для снижения налогообложения используются издержки, которых фактически нет. Пересмотр цен позволяет снизить итоговое количество поставляемого топлива. По нашим оценкам, которые сделаны на основе экспертных заключений, около 40% из стоимости каждого государственного контракта, заключенного компаниями Григорча, идут на незаконное обогащение всех интересантов. Согласно нашим данным, 20% получает Григорча и его приближенные, 20% руководители бюджетных организаций, которые закрывают глаза на низкое качество топлива и помогают выигрывать тендеры.

И это только часть махинаций Григорча И. К. В этом расследовании мы не фиксируем на подлогах документов при торговле с частными компаниями.

Между тем компании «Брэнт» и «База СВ» неоднократно предпринимали и осуществляли действия, направленные на воровство топлива. Один из таких случаев детально описан в судебном решении № А68-3550/2018. Чужое топливо путем фабрикации документов было слито в одну из цистерн «База СВ» и потеряло «индивидуальные признаки». Точно такая же схема была использована преступным трио Григорча, Орлов и Карцева при руководстве компанией «Россервис». Мы отмечали это в начале расследования. Дело №А68-1204/2012.

О каким сумах идет речь?


Оценить масштаб сговора в силу объективных препятствий довольно сложно. Чтобы продемонстрировать примерные цифры, мы используем сведения о заключенных госконтрактах только компаниями «Брэнт» и «База СВ» за 2022 год. Все сделки имеют явные признаки сговора, что подтверждают наши источники. Их объединяет: периодичность, ассортимент товара, условия по хранению и транспортировке, объемы.

Государственное учреждение Тульской области «Тулаавтодор» только в 2022 году закупило у ООО «Брэнт» товаров и услуг на сумму в 143 452 449 рублей.
Государственное бюджетное учреждение Московской области «Мосавтодор» только в 2022 году закупило у ООО «База СВ» товаров и услуг на сумму в 335 477 697 рублей.

За год мы имеем сумму в 478 930 146 рублей. Согласно данным, которые имеются в нашем распоряжении, около 191 572 058 рублей бюджетных денег было украдено только за 2022 год. Напомним, активную деятельность по поставкам топлива в больших объемах компании Григорча ведут с конца 2013 года. Еще с начала 00-х происходили махинации с имуществом, топливными картами, уходом от уплаты налогов, продажей низкокачественного топлива и откровенным воровством. Кто же стоит за Григорча Игорем Константиновичем и позволяет осуществлять столь масштабные хищения?

Мы обязательно продолжим серию расследований, чтобы выяснить, как именно разворовываются бюджетные деньги и сколько похитил Григорча Игорь Константинович за время своей предпринимательской деятельности.